Новость, она же полноценное исследование, связанна с анализом расширения рынка гибких офисов на 20 крупнейших рынках Европы. Не обошлось без проблем, ведь идет бурный рост сектора для арендаторов, девелоперов и инвесторов. Как заявляют JLL, в период с 2014 по 2017 гг. сегмент гибких офисов увеличился вдвое и достиг 2,8 млн. кв. м. За 2017 г, например, сегмент вырос на 29% и составил 625 тыс. кв. м, а это самое большое увеличение сектора за его историю. По прогнозу экспертов компании, в следующие пять лет рост будет держаться на уровне 30%, а увеличение составит свыше 7 млн. кв. м. К 2023 г. Объем предложения на 20 крупных рынках Европы будет равен 10 млн. кв. м, а доля площадей центральных деловых городов будет больше 15%. « В России рынок гибких офисов пока находится в стадии становления», — говорит Виктория Манзюкова, руководитель отдела услуг корпоративным клиентам компании JLL в России и СНГ. — «Стимулами к его развитию послужили несколько факторов. С одной стороны, турбулентный период 2014-2015 гг. выявил необходимость корпораций оптимизировать затраты на офисы и искать возможности более эффективного использования помещений, с другой — в условиях снижения «традиционного» спроса в этот же период многие собственники бизнес-центров стали с большей готовностью рассматривать операторов гибких пространств в качестве арендатора. Кроме того, смена поколений, борьба за кадры и непрерывное развитие инноваций, позволяющих организовывать рабочий процесс более гибко, стимулируют компании обращать внимание на новые форматы офисного пространства».
Основные типы гибких офисных пространств, изученные в исследовании:
— традиционные сервисные офисы, 1-4 тыс. кв. м, из которых 80% составляют сдаваемые офисные пространства;
— коворкинги и их 0,5-2 тыс. кв. м, из которых 80% — коворкинговые пространства;
— гибриды, 2-25 тыс. кв. м, у которых 60-65% — сдаваемые офисные пространства;
— новички этого рынка — пространства, которые создают владельцы объектов.
У гибкого пространства существует три группы пользователей:
— консерваторы — гибкие площади занимают малую долю, расширение не планируется, либо ограниченно;
— экспериментаторы — умеренный уровень доли гибких пространств, показатель может увеличиться до 10% и более в следующие три-пять лет;
— визионеры — значительный объем гибких площадей, амбициозные планы по широкомасштабному применению пространств с увеличение доли до 20%.
По мнению JLL, к 2030 г. 30% корпоративных портфолио компаний будут составлять гибкие пространства. Проблемами на пути являются потенциалы бренда, безопасность и конфиденциальность. Риск отказа от гибких пространств — проблемы удержания и привлечения персонала, восприятие модели работы компании, как неактуальной. В отрасли сегодня уже 700 операторов гибких офисов, потому консолидация неизбежна. Операторы с достаточным капиталом и большим опытом добьются наибольшего успеха. Нишевые игроки с предложениями нового поколения тоже будут в большом плюсе. Инвесторам стоит найти баланс между обеспечением устойчивого дохода и арендаторами, заинтересованными в гибкости. Возникает множество вопросов, например, влияние гибкого пространства на оценку стоимости активов и прозрачность рынка до воздействия на динамику спроса и предложения, сроки аренды и получаемый доход.
В свою очередь, собственники недвижимости и девелоперы рассматривают возможности реализации проектов гибких помещений и сотрудничество с существующими операторами, а также слияния и поглощения. По словам Елизаветы Голышевой, руководителя отдела по работе с владельцами офисных помещений, в России примеры открытия гибких пространств собственниками объектов пока единичны, но на фоне быстрого роста локальных операторов и выхода на рынок международных игроков и растущего спроса со стороны корпораций все ждут повышения интересу к запуску собственных коворкинговых площадок и партнерских проектов, например, привлечение профессиональных операторов к управлению готовыми коворкингами, которые сделаны девелоперами. Дэн Браун, руководитель направления гибких пространств JLL в Европе говорит, что одно из самых существенных изменений в сфере недвижимости — активное распространение практики использования гибких офисов. Исследование показывает, как с разной скоростью меняются различные рынки и компании. И поскольку признаки замедления столь бурного роста отсутствуют, арендаторам, инвесторам, девелоперам необходимо быть в курсе этих тенденций, чтобы понимать, как они могут повлиять на их конкретные бизнес-цели.
АРР работает в вопросах аренды, продажи и покупки коммерческой недвижимости. Наши консультанты всегда рады помочь с вопросами и предложениями в этой сфере.